Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Программа дополнительного обучения и развития
детей 5 - 6 лет "Школа развития"

Лозовская Людмила Яковлевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 530
с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла Пушкинского района Санкт-Петербурга
 
ПРИНЯТО                                                                                
Протокол Педагогического совета                                               УТВЕРЖДАЮ
 № 11 от "03" июля 2018 г.                                        
Директор ГБОУ школа № 530
Пушкинского района
Санкт -Петербурга
-----------------Ж .И. Прус
Приказ   № 110/1
от "03" июля 2018 года
 
 
ПРОГРАММА
дополнительного обучения и развития детей 5-6 лет
"Школа развития"
 
Программа предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни, которые не посещают дошкольные учреждения.
 
Цель реализации программы:    
 
Социальная - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников.
Педагогическая - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
 
Категория слушателей:
дети шестого года жизни, которые не посещают дошкольные учреждения.
 
Срок реализации: 1 год, 80 занятий
Режим занятия: 1 раз в неделю (16 занятий в месяц)
 
Составитель программы:
 Лозовская Людмила Яковлевна,
 учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
 
 
г. Санкт -Петербург
Пушкин
2018 - 2019г.
 
 
                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. 
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. 
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. 
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. 
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако  исследования психологов и  многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е.«внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
 Для формирования  «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  с учителем, привык к нему и его требования.  Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
. Данная рабочая программа  обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.
 
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
  • создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
  • подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
  • формирование положительного отношения к школе.
 
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 
  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
  • развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
  • воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
  • формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
  • укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;  
  • воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
  • создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка
 
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Данный курс содержит четыре комплексных блока:
 
1 "Учимся рисовать, штриховать" ( Письмо)
2 "Учимся родному языку"( Обучение грамоте, развитие речи)
3 "Учимся считать" ( Математика. Логика и счет)
4 "Знакомство с окружающим миром" ( Окружающий мир)
 
Организация обучения на этапе предшкольного образования
 
Продолжительность обучения: 20 недель, ( с 1 ноября по 30 марта)
                                                           4  часа в неделю
                                                          80 часов - общее число занятий
Режим занятий: 1 день в неделю по 4 занятия. Длительность занятий по 25 минут, между занятиями перерыв -5 минут, а после второго занятия перерыв - 10 минут.
В условиях неполного дня пребывания детей в школе целесообразен следующий режим дня:
1з.-  10.00 - 10.25
2з. - 10.30 - 10.55
3з. - 11.05 - 11.30
4з. - 11.35 - 12.00
Во время занятий и перерывов между ним реализуется направление "Играем и фантазируем".
 
 
 
Ожидаемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
- знать «соседей» числа;
- решать простые задачи (в одно действие);
- на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
 
 
- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
- решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
- решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
 
 
ХАРАКТЕИСТИКА РАЗДЕЛОВ
 
1. "Учимся родному языку"
 
Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению
Основная задача - развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, подготовка руки к письму.
На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.
Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.
                                           2. "Учимся рисовать, штриховать"
 
Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)
Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.
Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)
На занятиях используются:
  • пальчиковая гимнастика;
  • веселые подвижные игры (речь + движения);
  • штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;
  • обводки по трафарету или шаблону;
  • печатание букв, слогов, слов, цифр
.
                                     3. "Учимся думать и рассуждать"
 
Логика и счет
Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления.
На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет.
Дети обучаются элементарным основам математики:
  • знакомство с цифрами;
  • состав числа;
  • отношения и связи между числами;
  • геометрические фигуры;
  • математические знаки;
  • арифметические задачи;
  • примеры на сложение и вычитание;.
 
                                   4. "Знакомство с окружающим миром"
 
- Понятие об окружающем мире, живой и неживой природе.
- Характерные признаки сезонных изменений в нашей местности.
- Уметь рассказать о наблюдениях за сезонными изменениями в живой и неживой природе.
- Знать объекты живой природы: животные, растения, грибы.
- Определять существенные признаки отличия домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.
- Практически различать деревья, кустарники, травы.
    -  Называть 3-4 растения, животных, фруктов, овощей.
- Проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни людей (труд, одежда и др.).  
   - Знать название дней недели, месяцев, сезонов, частей суток.
- Знать названия распространенных профессий.
 Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий. 
Личностные УУД:
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре. 
 
 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
 
 состоит из учебных пособий:
1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника"Математика (часть 1, часть 2) 
2. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника"Обучение грамоте (часть 1, часть 2) 
3. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника"Подготовка к письму (часть 1, часть 2) 
4. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника"Окружающий мир. Предметы. Природа.  (часть 1, часть 2) 
5. "Солнечные ступеньки", серия "Папка дошкольника"
 
Средства, необходимые для реализации программы:
  • Учебно-тематическое планирование;
  • Рабочие тетради, альбом
  • Слоговые таблицы
  • Демонстрационный  материал 
            Презентации к занятиям
 
 
Программа составлена на основе:
Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала». – СПб., 2009г.
 
Программа разработана в соответствии:
 
-с ФГОС второго поколения;
- с Федеральными законами Российской Федерации от 29 декабря 2012 н. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими действующими законодательствами в сфере образования
 

Учебно-методическое обеспечение программы:
 
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. Просвещение, 2010.- 223 с.- (Стандарты второго поколения).
2. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. - М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -112 с. (серия «Библиотека школьного психолога»).
3. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие — М., Центр педагогического образования, 2008. - 352 с.
4.Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие.-СПб.: «Детство- Пресс», 2000.-48 с.
5. Тарабарина Т.И., Е.И. Соколова Что необходимо знать к 1 классу/Художник Г.В. Соколов.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг 2003.- 208 с.:ил.
Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМУ КУРСУ
 
«Учимся считать»
( Математика.Логика и счет)
(20 часов)
 
Пояснительная записка
 
           Предпосылками формирования элементарных математических представлений следует считать формирование сенсорного опыта детей  и освоение ими основных логических операций.
Сенсорный опыт детей:
-зрительный;
-координационный в пространстве и во времени;
-цветовой.
К основным видам логических операций можно отнести классификацию и сериацию.
Классификация( распределение- объединение объектов по группам)- анализ(выделение признаков объекта); сравнение(сопоставление ряда объектов по выделенному признаку); обобщение(выделение общего признака у ряда объектов); синтез(объединение объектов в группу по выделенному признаку).
Сериация- установление последовательных взаимосвязей(определение различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или возрастанию степени проявления признака).
Уровни сложности логических операций:
а) самостоятельно;
б) с помощью сверстников, взрослых:
-классификация: по кол-ву объектов- 2-4;
-по кол-ву признаков- от 1 до 3;
-сериация: по кол-ву объектов- не более 3.
 
Содержание курса:
 
Программа дочислового  периода  обучения математике:
 
1.Формирование представлений о количестве.
Классификация множеств объектов по кол-ву объектов(один, много, ни одного).
 
2.Виды преобразований основных объектов:
-инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг, вращение, симметрическое отображение, подобие и их композиции;
-преобразование количества: - инвариантные (изменение положения элементов группы в пространстве);
                                                  - неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы).
 
3.Способы сравнения: на глаз; наложение; перенос; взаимно однозначное соответствие.
 
4.Способы описания результатов сравнения: равенство; неравенство; установление последовательности.
1.Развитие представлений о количестве: количество как характеристика множества предметов.
2.Классификация множеств предметов по количеству ( один, много, ни одного).
3.Сравнение двух множеств предметов по кол-ву различными способами.
4. Распределение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего.
 
 
5.Развитие представлений о форме.
1. Сравнение предметов по форме различными способами.
2. Выделение геометрических форм(пространственные, плоские, линейные).
3. Знакомство с объёмными геометрическими фигурами.
4. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами.
5. Знакомство с линейными  геометрическими фигурами. Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки.
6. Преобразования геометрических фигур.
7. Сравнение форм геометрических фигур под действием преобразований различными способами.
 
6.Развитие представлений о непрерывных величинах.
1.Сравнение двух предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.
2. Сравнение трёх предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.
3. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по площади различными способами.
4. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по объёму различными способами.
5. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по величине различными способами.
 
Содержание числового периода обучения математике:
Основные объекты: числа, действия над числами.
Представление о числах: количественное описание равноэлементных множеств, способы записи числа, число как результат измерения, число как результат сложения единиц, аддитивный состав числа.
 
Представление о ряде чисел: упорядоченность числового ряда, положение числа в ряду, порядковые числительные.
Действия над числами ( от 1 до 5):
 - понятие арифметического действия;
  - действие сложение как объединение множеств;
  - действие вычитание как изъятие подмножества из множества.
 
Программа числового периода обучения математике:
 
Числа от 1 до 5.
Классификация множеств по кол-ву элементов. Равноэлементные множества.
Число как количественная характеристика равноэлементных множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные»
множества. Способы записи числа: точечная и цифровая.
Действия над числами.
  1. Понятие арифметического действия.
  2. Действие сложения.
  3. Действие вычитания.
  4. Получение последующего и предыдущего числа.
 
 
Аддитивный состав чисел от 1 до 5:
- разложение числа на сумму единиц;
- произвольное разложение числа;
- способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3;
-способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2, 3, 4, 5.
 
Формирование познавательных  УУД:
- классификация-объединение по группам;
- анализ – выделение признака из целого объекта;
- сравнение - выделение признака из ряда предметов;
- обобщение - выделение общего признака из ряда объектов;
- синтез - объединение в группы по признакам;
- сериация – умение видеть и называть соседний объект; умение распределять объекты по убыванию или по возрастанию степени проявления признака.
 
Формирование сенсорного опыта:
-ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчёта себя или другой предмет;
- ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;
- определение временных отношений(день, месяц, год);
- определение цвета;
- Умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
 
Дети должны уметь:
- оценивать кол-во предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;
- вести счёт как в прямом , так и в обратном порядке от1 до 10;
- показывать знание способов записи числа( точкой, точками, цифрой);
- раскладывать числа от 2 до 5 на сумму единиц;
- производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;
- осуществлять набор и размен монет;
- сравнивать предметы по форме разными способами;
- узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
 
 
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМУ КУРСУ
 
«Учимся родному языку»
 
(ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ)
(20 часов)
 
Пояснительная записка
 
Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как  самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием их коммуникативных и интеллектуальных компетенций.
Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной мыслительно - мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.
Обучение аудированию  в процессе предшкольной подготовки позволяет учит дошкольников:
- внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте(что было сначала, что было потом и что в конце);
- понимать причинно- следственные связи повествования;
- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам(стремиться узнать их значение);
- развёрнуто отвечать на вопрос.
Формировать у дошкольников умения:
- предвосхищать смысловое содержание высказывания;
- использовать в речи понятия, связанные временными и пространственными ориентирами(сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; над, под, выше, ниже);
- развивать выразительность речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и пр.
Формирование умений понимать речь на слух также положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, соль важной не только для изучения русского языка, но и любого другого предмета.
 
Содержание курса:
 
- определение последовательности событий в тексте;
- составление устного рассказа по рисункам к тексту;
- понимание причинно-следственных связей повествования;
- говорение с опорой на речевые образцы;
- выстраивание сложноподчинённого предложения с опорой на образец речи и при помощи наращивания цепочки событий или героев;
- соблюдение нужной интонации высказывания;
- формирование сенсорных эталонов;
- формирование умения объяснить, аргументировать свой ответ;
- запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов, нахождение и маркирование их в небольшом тексте.
 
 
 
Базовые ожидаемые результаты.
Универсальные учебные действия.
 
Ребёнок должен уметь, знать и научиться:
- удерживать внимание, слушая короткий текст;
- выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций к тексту;
- отвечать на вопросы;
- обсуждать со  взрослым возникшую проблему;
- исправлять свои ошибки;
- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;
- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;
- понимать логику и причинно-следственные связи повествования;
- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;
- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;
- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;
- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;
-  выстраивать сложноподчинённые предложения с  помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;
- выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец;
- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;
- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;
- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.
                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМУ КУРСУ
 
«Знакомство с окружающим миром»
 (окружающий мир) (20 часов)
 
Пояснительная записка
 
            Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть сознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
            Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением – младшему. В тоже время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении достигать гармоничных отношений с окружающим миром  и с самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
            Существенным моментом в воспитании культуры школьников всех возрастов является изменение в их сознании представления гармонии человека и природы,  формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Без осознания человеком самоценности природы как таковой, а не с точки зрения ее полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть  духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.
            В качестве средства воспитания носителей новой культуры взаимоотношений с природой, людьми и сами с собой предлагается программа курса для детей старшего дошкольного возраста, рассчитанная на 32 занятия (1 занятие в неделю).  
            Главная цель курсапробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самим себе, как неотъемлемой части природы, воспитание чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, желания приносить пользу растениям,  животным, людям.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
  1. Формирование экологических знаний, умений, навыков.
  2. Обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.
  3. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной сферы.
  4. Способствовать формированию системы знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, содействовать личностному развитию ребенка и наиболее полной его самореализации.
Содержание программы
Введение :
Знакомство с классификацией предметов.Деление предметов на группы.
Осень :
Изменения  окраски листьев. Узнавание деревьев по листьям. Грибы съедобные и несъедобные. Созревание плодов и семян. Узнавание плодов и семян разных растений. Сад и огород. Погодные явления осенью.
Заморозки. Появление первого льда на лужах. Замерзание рек, озер. Завершение листопада. Явления в жизни животных, их подготовка к зиме.Подготовка животных к зиме. Отлет птиц.
Изменения, наблюдаемые в неживой природе. Изменения температуры воздуха. (холоднее, теплее) Осадки. Снегопад.
Зима:
Снегопады, морозы, оттепели. Покой в жизни растений. Явления в жизни насекомых. Как зимуют насекомые. Игры детей зимой. Новый год.
Жизнь животных зимой. Зима – голодное время для птиц. Зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. Жизнь растений зимой. Зимние забавы.
Весна:
Пробуждение растений. Появление травянистых растений. Сокодвижение у кленов и берез. Набухание почек. Цветение деревьев и кустарников. Первоцветы. Международный женский день.
Освобождение водоемов ото льда. Изменения в жизни животных.  Пробуждение водоемов. Прилет птиц. Гнездование. Помощь птицам в этот период. Явления в жизни животных. Пробуждение насекомых. Рождение детенышей у млекопитающих.
Животные разных стран.
Ориентировка во времени:
Усвоение названий дней недели, месяцев, сезонов, частей суток;
Познакомить детей с часами.
Знакомство с профессиями людей:
Разнообразие профессий. Уважение к людям труда.
Занятие-игра:
.
 
Требования к знаниям умениям и навыкам
  • Понятие об окружающем мире, живой и неживой природе.
  • Характерные признаки сезонных изменений в нашей местности.
  • Уметь рассказать о наблюдениях за сезонными изменениями в живой и неживой природе.
  • Знать объекты живой природы: животные, растения, грибы.
  • Определять существенные признаки отличия домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.
  • Практически различать деревья, кустарники, травы.
  • Называть 3-4 растения, животных, фруктов, овощей.
  • Проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни людей (труд, одежда и др.).
  • Знать название дней недели, месяцев, сезонов, частей суток.
  • Знать названия распространенных профессий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников
Игра 1.       «Полслова за вами»
Цель:     Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.
Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
 
Игра 2. « Опиши предмет»
Цель:      Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.
Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
 
Игра 3. «Я знаю»
Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.
Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:
 - Я знаю пять имен мальчиков:
Саша - раз,
Дима - два,
Игорь - три,
Денис - четыре,
Володя - пять.
Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) .
 
Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.
 
 
 
 
 
 
Игра 5.  «Расшифр

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»